Публикации


Автоматизация процессов обеспечения олимпийских объектов земельными участками на примере АИС «Мониторинг»


К.В. Безруков
(ООО «Группа Комплексных Решений», Москва)
В 2003 г. окончил Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского по специальности «прикладная математика». Работал в Нижегородском информационном центре «Реформа», где занимался созданием программного обеспечения для управления недвижимостью. В настоящее время руководит представительством компании «Группа Комплексных Решений» в Москве и курирует проекты по созданию систем управления земельно-имущественным комплексом.

М.Х. Аминов (ООО «Группа Комплексных Решений», Москва)
В 2005 г. окончил Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет по специальности «городской кадастр». В качестве директора по развитию компании Vesco Consulting занимался разработкой концепций комплексного освоения территорий в регионах России. В настоящее время — менеджер по развитию компании «Группа Комплексных Решений», курирует проекты по созданию систем мониторинга мероприятий.

Одной из основных проблем, с которыми пришлось столкнуться администрации Краснодарского края на начальном этапе подготовки к проведению в Сочи Олимпийских игр в 2014 г., — создание условий для эффективного взаимодействия органов власти по обеспечению олимпийских объектов земельными участками. Крайне сжатые сроки потребовали оптимизации существующих бизнес-процессов и комплексной автоматизации мониторинга и контроля хода подготовки к олимпиаде.

В соответствии с государственным контрактом ООО «Группа Комплексных Решений» осуществляет разработку и сопровождение программного комплекса обеспечения мониторинга и контроля хода реализации краевой целевой программы «Обеспечение строительства олимпийских объектов и развития Сочи как горноклиматического и бальнеологического курорта» (далее — АИС «Мониторинг»). В сентябре 2010 г. Департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года (далее — Олимпийский департамент) внедрил АИС «Мониторинг» в промышленную эксплуатацию.

К особенностям проекта можно отнести:
  • реализацию в фазе активной работы Олимпийского департамента;
  • еженедельное предоставление отчетности представителям органов власти различного уровня (включая Президента РФ и Председателя Правительства РФ);
  • геоинформационная поддержка принятия управленческих решений;
  • осуществление мониторинга в режиме on-line на этапах землеотвода, проектирования, строительства и эксплуатации;
  • оптимизация схемы межведомственного взаимодействия на уровнях субъекта РФ и муниципальных образований.

Перед разработчиками была поставлена задача в короткие сроки создать продукт, использование которого позволило бы автоматизировать основные бизнес-процессы администрации Краснодарского края. Первым в очереди стал земельно-имущественный комплекс, на долю которого пришлась основная нагрузка на начальной стадии подготовки к проведению олимпиады. В процессах по выделению земельных участков (более 3,5 тыс.) под строительство олимпийских объектов были задействованы 15 различных ведомств с собственными утвержденными формами отчетности. Большинство операций по подготовке справочно-нормативной документации выполнялось вручную, результаты фиксировались на бумажных носителях, что значительно тормозило межведомственный документооборот.

Рассматривая так называемую процессинговую линейку строительства олимпийских объектов, более подробно остановимся на этапах деятельности по землеотводу, которых насчитывается восемь. Каждый из этапов включает в себя несколько видов работ, выполнение которых нужно отслеживать. Информация о степени завершенности той или иной работы поступает в виде отчетов от ответственных исполнителей, при этом каждое ведомство использует собственные формы отчетности. Обработка отчетов, хранение и восстановление истории документов — весьма трудоемкие процессы ввиду огромного количества объектов учета. Поэтому потребовалось проведение комплексного анализа отчетных форм структур, задействованных при землеотводе. В результате выявления технологических цепочек, определения ролей и привилегий пользователей удалось организовать единое пространство для хранения и обработки данных. Администрированием системы занимается Олимпийский департамент, который и определяет права и обязанности остальных участников. Каждое действие субъекта земельно-имущественных отношений фиксируется в системе с указанием времени и исполнителя. Формирование отчетов теперь происходит с использованием механизма подтверждения правильности внесенных данных, что исключает механические ошибки и дублирование. Ключевые отчеты, отслеживающие динамику выполнения мероприятий, являются интерактивными и позволяют детализировать информацию по нужному критерию. При этом генератор запросов предоставляет возможность составить отчет по любой имеющейся в системе информации. Для оперативного получения сведений о текущем состоянии на главную страницу портала вынесены показатели по мероприятиям, финансам и другим объектам учета.


Потребителями мониторинговой информации о реализации государственных программ должны стать не только сотрудники местной администрации и федеральных ведомств, но и бизнес-сообщества, широкая общественность. Мониторинг эффективен не только с точки зрения управления, благодаря ему осуществляется внешний контроль со стороны заинтересованных лиц, формируются стимулы для повышения эффективности работы, укрепляется доверие к программе со стороны городского сообщества, что особенно важно при проведении такого мероприятия, как Олимпийские игры. Использование портальных технологий при проектировании подобных систем позволяет интегрировать результаты в открытые государственные порталы.

Не менее важным при выделении земельных участков под строительство олимпийских объектов является картографическое сопровождение работ. Определением границ территорий под мероприятия и олимпийские объекты занимается ГК «Олимпстрой», кадастровыми работами по земельным участкам — Росреестр, ведением градостроительных планов — муниципальное образование, а обеспечивает выделение земельных участков Олимпийский департамент. Взаимообмен картографической информацией между этими государственными структурами необходимо было оптимизировать с целью создания единого рабочего пространства. Техническое решение проблем интеграции данных и механизм контроля выполнения мероприятий рассмотрим на практическом примере.

Основными функциональными требованиями к портальной системе были получение информации о ходе выполнения мероприятий в режиме реального времени, интерактивное картографирование олимпийских объектов с привязкой к атрибутивной базе данных по мероприятиям и формирование отчетной документации по стадиям выполнения.

Визуализацию объектов учета и анализ управленческих процессов было целесообразно проводить с использованием ГИС-технологий.

В первую очередь нужно было обеспечить интеграцию данных государственного кадастра недвижимости (ГКН) с данными о границах олимпийских объектов, утвержденными ГК «Олимпстрой». Ежедневная актуализация информации потребовала разработки механизма первичной обработки данных с учетом возможности обслуживания картографических форматов, являющихся мировыми отраслевыми стандартами. В качестве единиц учета на карте были сформированы олимпийские объекты, земельные участки, объекты капитального строительства, а также территории, предназначенные для проведения мероприятий. Хранение семантической и пространственной составляющих в единой базе данных позволило использовать специализированный язык запросов для реализации тематических карт, с помощью которых можно не только понять текущую ситуацию, но и прогнозировать ее дальнейшее развитие:
  • обеспеченность олимпийских объектов земельными участками;
  • варианты предоставления земельных участков;
  • ценовое зонирование Сочи;
  • отклонения в выполнении мероприятий.


В качестве платформы для реализации картографического сопровождения ООО «Группа Комплексных Решений» использовала собственный продукт — MapAround. Выбор платформы был обусловлен тем, что крупные вендоры, присутствующие на рынке ГИС-серверов, не всегда предоставляют гибкую систему лицензирования и обеспечивают легкость развертывания. В случае использования в проекте таких высокотехнологичных платформ, как ArcGIS или MapInfo, пришлось бы выйти за рамки бюджета, ужесточились бы требования к аппаратному обеспечению. Возможности MapAround полностью удовлетворяют поставленным задачам, решение не требует от исполнителей наличия специальных навыков, легко встраивается в инфраструктуру ASP.NET проекта и функционально не перегружает систему. Гибкие механизмы кэширования (серверный кэш векторных данных и готовых изображений карты, кэш браузера) позволили снять нагрузку с SQL-сервера и использовать его ресурсы для обработки запросов, не связанных с отображением карты, увеличив тем самым скорость работы конечных пользователей.

Можно констатировать, что платформа MapAround успешно справилась с такими типовыми для ГИС-приложений задачами, как отображение интерактивной цифровой карты на Web-страницах, агрегирование пространственных данных из разных источников, построение тематических карт, а также с функциями пространственного анализа, в том числе с расчетом пересечений и объединений (земельные участки и территории под мероприятия), построением буферных зон, расчетом площадей, коррекцией ошибок топологии отдельных объектов. Портальное решение позволило создать единое информационное пространство для проведения работ по землеотводу и согласовать действия органов государственной власти. За счет этого сократились сроки обработки информации принятия управленческих решений.

"Информационный бюллетень ГИС-Ассоциации" № 4(76) 2010


Возврат к списку